Православные вне границ

Православные вне границ России политически и в общественном сознании делились на две основных категории: «русских» и «греков». Первые находились в пределах Речи Посполитой, вторые были подданными Османской империи. Существовало, конечно, и православное население земель, отошедших к Швеции — но его еще со времен патриарха Филарета жестоко третировали по неподтвержденному подозрению в склонности к лютеранской «схизме».

Особое отношение к православным «из российского роду» — белорусам и малороссам — чрезвычайно характерно для творчества Симеона Полоцкого и многих других публицистов III четверти XVII в. Война с Речыо Посполитой за освобождение «расточенных» и «похищенных» захватчиками земель Древней Руси не в последнюю очередь велась ради спасения утесняемого православия. Ближе к концу столетия незавершенность процесса воссоединения православных восточных славян стимулировала публицистический пафос популярнейшего в Великой, Малой и Белой России «Синопсиса».

Но вышедший первым изданием после Андрусовского перемирия, русско-польского оборонительного союза и, главное, после начала в 1673 г. совместной войны двух славянских государств с Турцией и Крымом, «Синопсис» уже в начальной редакции (не говоря о последовавших за Чигиринскими походами изданиях) заострял идею объединения славян против османской агрессии.