Прежде всего

Прежде всего, уточним состав комплекса важнейших официальных источников о государственной идеологии России царского периода. Этого в полной мере не сделал даже Е.В.Барсов, единственный, кто за два последних столетия выступил с «историческим очерком чинов царского венчания». Не вдавшсь в разбор путаницы, внесенной в историю текста ранних чипов поколениями исследователей, обратимся к установленным фактам.

4 февраля 1498 г. в Успенском соборе московского Кремля великий кпязь Иван III лично и через митрополита с Освященным собором благословил па великое княжение внука своего Дмитрия Ивановича (сына безвременно почившего Ивана Ивановича Молодого). Чип этого обряда был написан, по известен нам лишь в производных редакциях2. Лучшее представление об архетипной редакции чина венчания Дмитрия-внука дают Пространная редакция, наиболее близкая по времени к самой церемонии, и Формулярная редакция, приспособившая текст для возможной коронации Василия III (между весной 1502 и осенью 1505 г.)3. Более существенную правку испытали позднейшие Летописная и Чудовская редакции, включившие элементы «Сказания о князьях владимирских».

Венчание па царство Ивана IV 16 января 1547 г. после вступления государя в совершенные лета пе сразу было осознано как выдающееся событие; даже ближайшие соседи-поляки пе были о нем извещены. Оно описано в Краткой редакции чина венчания Ивана IV, основанной па Летописной редакции чипа Дмитрия-внука и известной в составе Летописца начала царства, Никоновской и более поздпих летописей. К моменту выхода русской дипломатии на международную арену с требованием.